menu

Урок чтения и развития речи в 1-м классе по теме « Звук и буква Л, л»
[ Скачать с сервера (42.2 Kb) ]09.07.2017, 20:09

Основные этапы работы

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1

Цель: Знакомство со звуком и буквой Л, л.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;
  • научить читать слоги с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать фонематический слух учащихся на материале упражнения «Услышь звук»;
  • развивать артикуляционный аппарат учащихся на основе упражнений артикуляционной гимнастики;
  • развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко».

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Форма урока: традиционная

Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, показ, работа с учебником, ТСО, конструирование, различные занимательные упражнения.

 

 

2

Предварительная подготовка

  • оформление класса
  • изготовление раздаточного материала
  • подготовка презентации

 Готовит наглядные пособия, компьютерную презентацию.

Вырезают из цветной бумаги элементы буквы.

3

Организационный момент

 Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку. Обеспечение быстрого включения детей в урок и предпосыл­ки к продуктивной работе.

  

 

 

 Вводное слово учителя.

   Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок,

   Сядем прямо, не согнемся,

   За работу мы возьмемся.

– Какой урок? – Чему учимся на уроке?

 

 

Готовят школьные принадлежности. Встают около своих парт.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

4

Ход занятия

  1. Сообщение целей и плана урока.

Сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением в плане урока.

 

 

 

 

 

  План урока (Поэтапный, слайд 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.Психологический настрой.

Психологическая подготовка к решению ос­новной задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3.Артикуляционная гимнастика (слайд 4)

Подготовка речевого аппарата к произнесению  звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      4.Повторение изученного.

     Обобщение знаний по пройденному материалу.

 

 

 

 

 

5.Сообщение новой темы.

Введение в новую тему. Задание на развитие смысловой догадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    6.Изучение нового материала.

 Знакомство с новым звуком и буквой. Учить детей правильной артикуляции данного звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   7. Физкультминутка( слайд 8)

  Создание установки на отдых.

 

 

 

 

 

 

 

   8. Знакомство с буквой.

Формирование у учащихся пра­вильного представления и понятия о букве Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   9. Чтение слогов

Обучение детей слиянию слогов с данной буквой, через занимательное упражнение.

 

 

Предварительная беседа.

– Отправимся за новыми знаниями. Познакомимся с новым звуком и буквой, а каким узнаете позже. Закрепим умение в чтении слогов и слов с изученными буквами, будем стараться правильно говорить.

 

План урока

  1. Подготовим наших помощников (картинка с изображением пальцев и лицо с открытым ртом).
  2. Ознакомимся с новым звуком и буквой (вопросительный знак).
  3. Отдохнем.
  4. Поиграем.
  5. Поработаем по учебнику (ребёнок с книгой в руках).

 

 

– Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок.

  Мы сюда пришли учиться,

  не лениться, а трудиться.

  Слушаем внимательно,

  работаем старательно.

Упражнение на развитие фонематического слуха «Услышь звук».

-- Я буду называть разные слова, а вы слушать если вы услышите звук ш, то хлопните в ладоши.

Шарф, кот, карандаш, шуба, ручка, уха, машина, шкаф, утка, шар.

 

  • Упражнение на дыхание «Дует теплый ветерок»
  • Упражнение на произношение звука « Как гудит пароход». Губы в улыбке, рот открыт, с напряжением произносить долгое "ы-ы-ы".
  • Упражнение «Окошко».

     Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

  • Упражнение «Чашечка».

     Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

  • Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

  • Упражнение «Индюки болтают».

             Индюшата-малышата

             Ножками топочут,

             Весело болбочут:

             БЛ – БЛ – БЛ.

 

--Давайте повторим буквы, которые вы уже знаете.

Речевая зарядка.

Ша-ша-ша--мама моет малыша.

Шу-шу-шу—я письмо пишу.

Аш-аш-аш—у Марины карандаш.

 

Вводная беседа.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, а какой, отгадайте загадки и запомните отгадки «Доскажи словечко» (слайд 5)

 

Тихо-тихо снег идет,

 Белый снег, мохнатый.

 Мы расчистим снег и лед

 Во дворе…(лопатой).

 

 Заставил плакать всех вокруг,

 Хоть он и не драчун, а …(лук).

 

Дом – стеклянный пузырек,

И живет в нем – огонек!

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется (лампочка).

 

Лейся, дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…(лужам).

– Кто запомнил отгадки, назовите их. – Что общего в этих словах?   – Послушайте еще раз слова, и скажите с какого звука они начинаются лллук, лллампочка, лллопата.

– Кто догадался с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся?

 

Объяснение нового материала.

--Давайте правильно произнесем звук Л.

--Когда мы произносим звук Л, то

  • Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку;
  • Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
  • Воздушная струя проходит по бокам языка  (профиль слайд 6).

--Произнесем звук хором, по одному.

--Возьмем ниточку и будем произносить звук Л. Когда мы его произносим ниточка сразу обрывается. А когда ниточка сразу обрывается, то какой это звук гласный или согласный?

 --Звук Л обозначается буквой Л, рассмотрим букву Л.(слайд 7)

  

 

  Буквой Л расставим ноги,

  Словно в пляске - руки в боки.

  Наклонились влево, вправо,

  Влево, вправо…

  Получается на славу.

  Молодцы!

  Влево – вправо, влево – вправо…

 

 

– На что похожа буква? (слайд 9)

  Алфавит продолжит наш

  Буква Л – лесной шалаш.

 

  Люди, видите слона?

  Хобот есть. Нога видна.

 

  Дрессировщик буквой машет.

  Перед ним лошадка скачет.

– Найдите букву среди других букв (слайд 10)

--Сделай из цветных деталей букву Л.

 

-- А теперь я предлагаю вам отправиться в полет, чтобы научится читать слоги с буквой Л. А отправимся мы на самолете, чтобы попасть в него нужно подняться по трапу. (ал, ул, ол)(слайд 11)

-- Теперь полетели. Разведи прямые руки в стороны, покачивайся, делай наклоны, и на выдохе произноси длинно твердый звук: л-л-л-л. Летит самолет высоко за облаками, его и не видно, только слышно, как гудит низким тоном: л-л-л-л.

--Прилетели и спускаемся по трапу, сливаем слоги( ла, лу, ло)

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют хором за учителем стихотворение.

 

 

 

 

Слушают задание.

 

 

Хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают и называют буквы.

 

 

Произносят чистоговорку вместе с учителем.

 

 

 

Отвечают хором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

Рассматривают букву.

 

 

 

Повторяют за учителем движения и стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Поиск буквы среди других букв алфавита.

 

 

 

Сравнивают рисунки и буквы.

 

 

 

 

 

Выполняют задание самостоятельно.

 

Повторяют за учителем произношение и движения.

5

Закрепление нового материала

1.Работа с учебником.

 Закрепление новых знаний по материалу учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Чтение слогов по Букварю.

 

 

 

 

 

 

3. Подведение итогов (слайд 14)

Создание установки на планомерное завершение урока.

 

--Открываем учебник страница 40.

--Какая буква изображена в кружочке?

--Какого цвета эта страничка букваря? Почему?—Отгадай загадку.

  Два березовых коня

  По снегам несут меня.

  Кони эти рыжи,

  А зовут их ... (лыжи) (слайд12)

Разбор слова лыжи. Выделение и характеристика звука Л, деление слова на слоги.

  Под крышей - четыре ножки,

  Под крышей - суп да ложки (стол).

 Разбор слова стол (слайд 13).

 

--Кружком какого цвета обозначен звук Л? Почему?

 

Сравнение и сопоставление.

  Ал-ол-ул

  Ла-ло-лу

-- Чем похожи? Чем различаются?

 

--Какой звук мы изучали на уроке?

--Придумайте слова с этим звуком?

-- Какой это звук? Почему?

--Кружком какого цвета мы будем его обозначать?

--Найдите на плакате букву Л и покажите ее.

 

Открывают учебник и рассматривают страницу букваря.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слоги по букварю вместе с учителем, по одному.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

6

Задание на дом

Выявление уровня знаний учащихся. Повторение пройденного на уроке.

--Для того чтобы вы не забыли нашу новую букву, я вам дам такое задание: Нарисовать рисунок в названии, которого есть буква л.

Слушают задание.

 

Скачать презентацию

Категория: Конспекты уроков | Добавил: angil
Просмотров: 740 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar