menu

Комбинированный урок развития устной речи по теме: « В гости к весне».
[ Скачать с сервера (28.4 Kb) ]09.07.2017, 22:35

Цель: Развивать связную устную речь учащихся.

Задачи:              

•        Дать учащимся представление о характерных признаках весны;

•        Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

•        Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение.

Оборудование:

Компьютер, монитор, картинка солнца и облаков, картинки растений, набор картона белого цвета, набор пластилина, доски для лепки, напечатанные слова признаки весны, словарные слова.

Ход урока:

I.    Оргмомент.

Учитель:  Прозвенел звонок для нас

                 Вы вошли спокойно в класс

                На меня все посмотрели

               Улыбнулись,

               Тихо сели, спинки прямо.

              Вижу класс мой хоть куда

             Что ж начнем урок, друзья.

II.    Постановка задачи.

Учитель: Какой у нас сейчас урок?

Дети: Урок развития речи.

Учитель: Кто любит разговаривать?

Дети: Мы любим разговаривать.

Учитель: Тот должен выговаривать.

Дети: Мы будем выговаривать

Учитель: Все правильно  и внятно.

Дети: Все правильно и внятно.

Учитель: Чтоб было всем понятно.

Дети: Чтоб было всем понятно.

III.  Введение в тему.

Учитель: Четыре времени в году –

                  Я разговор о них веду.

                 Зима бела и холодна

                  Пушистый снег несет она.

                 Весна бросает в землю зерна.

                  А лето трудится проворно.

                  За летом осень золотая

                  Несет корзины урожая.

        О каких временах года я прочитала?

        Что прочитала о зиме? о весне? о лете? об осени?

        Какое время года у нас сейчас?

        Какое время года было перед весной?

        Какое время года будет после весны?

        А за летом какое время года приходит?

 

IV.  Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. Будем учиться подбирать красивые слова – определения к различным предметам. Звучит музыка Шопена «Ноктюрн № 19». Стихотворение исполняется под музыку.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт…

 

V.   Загадки о весенних месяцах.

А) Сколько же месяцев длится весна?

Давайте вспомним какие это месяца.

Ученик (1):  В этот месяц, что ни год,

                      Над крыльцом скворец поет.

                      Снег грустит, сосульки плачут –

                      Горек им весны приход.

(март)

Ученик (2):  В этот месяц, что ни год

                      Половодье – лед идет.

                     Почки клювы раскрывают

                     Пчелы ищут первый мед.

(апрель)

Ученик (3):  В этот месяц, что ни год,

                     Травы водят хоровод

                     Дым листвы везде и всюду.

                     Дуб оделся. Сад  цветет.

VI.  Работа по теме урока.

Учитель: Ребята, а вы любите ходить в гости? Давайте сейчас сходим в гости к весне.

       Тогда представим себе, что мы уже пошли. В школе идет урок. Давайте, покажем как мы тихо пройдем по коридору.

1)    Вот мы уже на школьном дворе. Весенний воздух чистый, свежий, ароматный. Глубоко вдохнем его. (Вдох – носом, рот закрываем). Выдохнем (вдох – рот открыт).

Так несколько раз.

Давайте сядем на скамейки, посидим немного. Посмотрим на небо.

Какое оно весеннее небо?

(голубое, чистое, прозрачное, высокое)

По небу плывут облака (вывешиваются на доску)

Какие они весной?

(белые, легкие, пушистые)

А вы чувствуете, что стало теплее и свежее? Почему? (Да это выглянуло солнышко и припекает)

Какое оно весеннее солнышко?

(теплое, ласковое, лучистое, нежное, доброе)

2)    Пойдемте ребята дальше.

Посмотрите, около домов, вдоль дороги на пустырях виднеются веселые, озорные огоньки. Словно предупреждают, как желтый сигнал светофора, подождите, подождите немного и загорится зелёный – зазеленеют луга, леса, парки, сады.

Ученик:  Первоцвет весенний

                  Желтенький цветок

                  Потянулся к солнцу

                  Нежный лепесток.

       

                  Первоцвет весенний

                  Ключик от весны,

                  Не тебе ли снятся

                  Золотые сны?

 

                  Будь же осторожен,

                  Не сорви его,

                  Мягкого, душистого

                  Друга моего.

 

        Как называются эти цветы?

        Почему они так называются?

А как только зацвела мать – и – мачеха, появляются самые первые бабочки, тоже желтые, как лимон – лимонницы.

Посмотрите, а в лесу на лужайке растут цветы.

  -  Кто знает как они называются? (подснежники)

  -  Почему их так назвали?

В начале мая распускаются в лесу вот эти цветы (ландыши)

И подснежники, и ландыши  и мать – и – мачеху называют первоцветы (словарь)

К сожалению, жизнь первоцветов недолгая. Часто люди срывают первые цветы. Нарвут огромный букет и выбросят. Если все так будут поступать, то вот что может случиться:

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

3)    - Посмотрите, что это за птица, ходит по лужку? (иллюстрация)

        - Когда прилетают грачи? (в середине марта)

        - А рядом посмотрите, какая красивая птица. Кто это? (иллюстрация на доске).

        - Когда прилетают скворцы?

Скворцы очень любят петь. Песня у скворца особенная – то запоет так, что заслушаешься, а то вдруг лягушкой заквакает или кошкой замяукает.

         - Как одним словом можно назвать этих птиц? (перелетные)

         -   Каких еще перелетных птиц вы знаете?

  4)  Посмотрите, а чем там занимаются ребята? (пускают кораблики)

         - А вы пускали кораблики по ручейкам?

         - Какие они весенние ручейки?

         - Чем ещё занимаются ребята весной?

(вешаем на доску картинки – дети пускают кораблики, дети вешают скворечники, девочки прыгают на асфальте)

5)    Посмотрите, что плывет по реке? (льдины)

Весной на реке лед начинает лопаться и льдины плывут, по течению реки.

- Как называется это явление природы? (ледоход – словарь)

Во время таяния снега, ледохода, воды в реке прибывает столько, что она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по лугам, лесам. Такой разлив рек называется – наводнением или половодьем. (словарь)

6)    Физминутка

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

 

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети

А потом все дружно встали

Великанами все стали.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

 

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали, как зайки.

Покрутились, как лисята

Потоптались, как медведи.

 

Оглянулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

7)    Вот мы с вами в лесу.

- Какие изменения происходят в жизни растений весной?

Стихотворение «Листики проснулись» (ученик)

Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
В. Данько

8)    -  Каких животных нашего леса вы знаете? (картинки)

-  Какие изменения происходят в их жизни весной?

Еж, медведь – просыпаются.

Белка, заяц – меняют окраску.

Волк и лиса – линяют, меняют теплую, густую шубку на более легкую.

Подумайте, какое ещё очень важное событие происходит в жизни животных весной? (почему у всех рождаются детеныши, кроме медведя. У медведя в январе – феврале)

Первичное закрепление.

С какими словами предметами ассоциируется  у вас Весна?

Солнце, капель, настроение, ручьи, небо, пробуждение.

Расскажите, а какое солнце весной? Подберите слова признаки предмета: ласковое, теплое, яркое, лучистое.

Трудовое обучение.

Сейчас я предлагаю сделать из пластилина яркое солнышко.

Рассмотрите солнце. Какие цвета используются? Какой формы солнце? На что похожи лучики?

Поэтапное выполнение изделия: пластилин 2 цвета и картон белый.

  1. Взять желтый пластилин и скатать длинную и узкую колбаску.
  2. Прикрепить ее к картону в форме круга.
  3. Методом размазывания делаем желтые лучики.
  4. Сделать 10 маленьких шариков из красного пластилина.
  5. Прикрепить их между лучами.
  6. Методом размазывания делать лучики.

Закрепление

        Назовите первый месяц весны?

        Что набухает на деревьях в апреле?

        Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (грач, жаворонок)

        Круглый шар по небу гуляет, землю – матушку согревает? (солнце)

   Кто плачет только весной? (сосульки)

 Рефлексия.

Подведение итогов

Отметить лучших учеников, поощрительные призы.

Если хватит время видео, о том как природа пробуждается весной.

Скачать презентацию

Категория: Конспекты уроков | Добавил: angil
Просмотров: 610 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar